"Все Краны" №1/31 2010г. Кризис российского башенного краностроения

Кризис российского башенного краностроения

 


Первый в этом году выпуск информационно-аналитического бюллетеня Союза машиностроителей России как некролог по отечественному машиностроению. В каждом секторе отмечен спад производства, огромные товарные запасы, отсутствие спроса и т.п. И хотя 2010 год власти называют периодом выхода из кризиса, очевидно, что для российских производителей башенных кранов он будет еще очень трудным.

 

 

 По данным Союза машиностроителей России производство башенных кранов за январь-декабрь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшилось на 91,4%. Это вызвано тем, что практически не работали ОАО «Нязепетровский краностроительный завод», ОАО «Ржевский краностроительный завод» и ООО «Одинцовский машиностроительный завод», на долю которых приходилось 77,0% выпуска башенных кранов в 2008 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Падение производства башенных кранов - наибольшее среди групп продукции, производимой предприятиями, курируемыми Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России. Спад производства по выпуску продукции в рассматриваемых секторах машиностроения в среднем составил 49,1%, а это намного больше, чем в целом по всем обрабатывающим производствам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Сегодня в начале 2010, о том, что отечественные заводы вышли на докризисные объемы производства говорить не приходится.  Заказы если и есть, то появляются они, в основном, благодаря господдержке.
В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, отсутствия прогнозируемого спроса на продукцию, высокой инфляции, недостаточной квалификации топ-менеджеров предприятия случаи банкротства получают все большее распространение. Официальная процедура банкротства позволяет компаниям установить мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а также добиться утверждения плана финансового оздоровления и увеличения сроков реструктуризации долга.
 
Подобная ситуация сложилась на  Нязепетровском  Краностроительном заводе. В конце прошлого года руководство предприятия само подало иск с требованием признать ОАО «НКСЗ» банкротом, ввести на нём процедуру внешнего наблюдения и назначить временного управляющего. На тот момент градообразующее предприятие практически не работало, задолженность по заработной плате сотрудникам росла с каждым днем. Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил иск ЗАО «Нязеперовский краностроительный завод» о признании себя банкротом. На предприятии было введено внешнее наблюдение, в рамках которого планируется достигнуть договоренности о реструктуризации задолженности ЗАО «НКСЗ» с кредиторами завода. На сегодняшний день ОАО «НКСЗ» погасило долги по заработной плате, завод получил несколько заказов. Нереализованные за прошлый год башенные краны, выручка от продажи которых составила бы несколько сот миллионов рублей, наконец-то нашли своих покупателей.
 
По словам министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимира Елистратова, при содействии полпреда Президента РФ в Уральском федеральном округе Николая Винниченко была достигнута договорённость о закупке компанией «Ренова-Строй Груп» у ЗАО «НКСЗ» для комплексной застройки района Академический в Екатеринбурге 24-х башенных крана КБ-408. Сейчас руководство области и предприятия ведет переговоры с финским инвестором, готовым вложить средства в Нязепетровский краностроительный завод. Кроме того, правительственная комиссия РФ одобрила заявку ЗАО «НКСЗ» о предоставлении предприятию государственных гарантий на 240 миллионов рублей для привлечения банковских кредитов, которые можно использовать на реализацию инвестиционных программ.
Очевидно, что эти меры должны и стабилизировать обстановку среди населения города Нязепетровска (рост  безработицы в городе составил в 2009 году 14%), и способствовать выходу предприятия из кризиса. По крайней мере, ОАО «НКСЗ» анонсирует представить на выставке СТТ-2010 в Москве новый башенный крана КБ-586 и быстромонтируемый кран КБ-314 (прим. ред. – на минувшей СТТ-2009 с последним произошла небольшая неувязка: дело в том, что КБ-314 под маркой «Челябинец» экспонировался на стенде ОАО «Челябинский механический завод» и в настоящее время на сайте ОАО «ЧМЗ» не указан действительный изготовитель этого крана).
 
 

На другом крупном краностроительном предприятии, Ржевском краностроительном заводе, положение пока не изменилось – он стоит. Только часть коллектива занята выполнением мелких заказов. Завод также как ОАО «НКСЗ» вступил в процесс банкротства. По данным Союза машиностроителей России на конец года товарные остатки на заводе составляли 20 единиц кранов и на первое полугодие больших заказов на  краны ОАО «РКЗ» нет.

Однако, сложная ситуация не помешала специалистам завода в декабре 2009 года успешно провести предварительные испытания нового башенного крана КБ – 474А, являющегося модернизированной моделью высотного башенного крана КБ – 474.

 

 

 

Одинцовского машиностроительного завода, предприятия Группы компаний «СУ-155», проблемы коснулись уже в конце 2008 года: стали образовываться задолженности по заработной плате, поднимался вопрос о сокращении численности работников. В 2009 году на заводе изготовили всего 2 башенных крана против 25 в 2008. Но специалисты завода не падают духом, ищут новых заказчиков, участвуют в тендерах. В прошлом году краны ООО «ОМЗ» модели КБ-515 были поставлены  на Саяно- Шушенскую ГЭС, ГЭС в Черкесске и Богучарскую ГЭС.
 
О состоянии остальных участников рынка российских производителей башенных кранов можно судить по объему выпущенной ими продукции в прошлом году.
Здесь стоит вспомнить докризисные времена:  очевидно, что отечественное башенное краностроение уже давно не составляет конкуренции зарубежным производствам. Оно далеко позади. Длительный этап от разработки опытного образца до выпуска серийных моделей, связанный, в первую очередь, с коррупционным рынком экспертиз, получение различных согласований и соответствий формально уже «убили» отрасль. То, что сейчас выпускают наши заводы давно освоено за рубежом. Для достижения быстрого результата отечественный кран собирается из импортных комплектующих, по крайней мере, в части электрооборудования. Или используется «китайский» вариант – купил лицензию на Западе и готов «уникальный» (для кого?) кран. И можно понять отечественных производителей – когда упущено время, все методы хороши.
 
При разработке антикризисных мер Правительством РФ был предусмотрен запуск механизма импортозамещения для повышения спроса на отечественную продукцию. Действительно, общий объем импортируемой спецтехники сократился по сравнению с показателями 2008 года (например, объем импорта башенных кранов в Россию в 2009 году сократился почти в 17 раз), но это произошло не вследствие вдруг увеличившего спроса на отечественную продукцию, а  роста курса зарубежных валют. В то же время меры, направленные на защиту рынка, подтолкнули крупнейших зарубежных производителей машиностроительной отрасли к организации собственного производства в России (например, LIEBHERR к концу года планирует запустить первую очередь своего завода в Нижегородской области), что, вероятно, должно послужить дополнительным стимулом к началу масштабной модернизации отечественного машиностроения. Радужные перспективы может омрачить только главная болезнь нашего государства – повсеместная коррупция, ведущая к подрыву отечественной экономики. К примеру, сегодня на большинстве строек государственных объектов Санкт-Петербурга не увидишь отечественных кранов, сплошь Liebherr, Terex, Potain. А это, значит, что сегодня жизнеспособность отрасли зависит от «аппетита» чиновника, но никак не от самих краностроителей.
 
В статье использованы материалы бюллютеня №1-2010 Союза машиностроителей России
 
Скачать pdf-версию

 

 

28.09.2010